Молитва «Строфы к Восьми Благородным и Благоприятным»



Молитва «Строфы Восьми Благоприятных и Благородных» («Таши Гьепа Монлам») была составлена великим мастером школы Ньингма, Джамгоном Мипамом Ринпоче в 1896 году (если быть точнее, в третий день восьмого месяца Огненной Обезьяны по тибетскому календарю). Это популярная ныне среди тибетских буддистов школ Ньингма и Кагью основана на более объёмном тексте — сутре «Восемь Благоприятных и Благородных».

Мипам сжал в краткой стихотворной форме текст сутры, по сути своей — оду буддам, бодхисаттвам и мирским защитникам, в десять четверостиший. Традиционно, эта молитва читается перед началом любого дела: религиозной практики, любого мирского занятия — считается, что данная молитва сопутствует успеху во всех делах, устраняя препятствия во всех начинаниях и способствуя духовным накоплениям.

Сама молитва представляет собой перечисление восьми будд (шести будд прошлого, будды настоящего — Шакьямуни и будды будущего — Майтреи), восьми великих бодхисаттв (суть активностей будды), восьми богинь счастья с благими символами, восьми мирских защитников (четыре великих бога индуистской мифологии, принявшие Учение Будды и четыре защитника сторон света).

Круг этих тридцати двух фигур буддийского пантеона надёжно охраняет практика, читающего этого молитву и представляющего образы каждого Пробуждённого существа, упомянутого в молитве.

Молитва "Строфы к Восьми Благородным и Благоприятным", часть 1

Первое четверостишие призывает силу Трёх Драгоценностей Буддизма: Будды (Пробуждающего), Дхармы (Учения) и Сангхи (Благородного собрания Пробуждённых), пребывающих в Чистых Землях, очищеных от сансарического страдания и помогающих практикам, которые устремили к ним свои помыслы.

Молитва "Строфы к Восьми Благородным и Благоприятным", часть 2: Будды

Второе и третье четверостишие представляют собой развёрнутое перечисление будд («Пробудившихся»), которые обретали Пробуждение и приносили Учение в наш мир в прошлые эпохи, а также — принесут его вновь, когда оно угаснет.

По сути — это линия передачи Учения на высшем уровне. Будды перечисляются пышными эпитетами («Царь-Светоч» — Будда Кашьяпа (Дипанкара),»Могущественный исполнитель целей всех существ», «Славное Украшение Любви к всем существам» Будда Майтрея, «Священное Великолепие Славы и Добродетели» и.т.д.), под этими эпитетами скрываются канонические «семь будд прошлого» (Випашьин, Шикхин, Вишвабху, Кракуччханда, Канакамуни, Кашьяпа, Шакьямуни) и будда грядущего Майтрея.

Сосредоточенное памятование имён Пробудившихся приносит благо тем, кто его осуществляет.

Молитва "Строфы к Восьми Благородным и Благоприятным", часть 3: Бодхисаттвы

Четвёртое и пятое четверостишия молитвы представляют собой перечисление восьми великих бодхисаттв («Пробуждённых»), а также их символических атрибутов.

Порядок перечисления Пробуждённых таков: Манджушри (значение имени — «Сияющий в славе», атрибут — Меч Мудрости), Ваджрапани (значение имени — «Ваджродержец», атрибут — Ваджра), Авалокитешвара (значение имени — «Взирающий на мир страдания», атрибут — белый лотос), Майтрея (значение имени — «Милосердный», атрибут — «древо нагов», Мезуя железная), Кшитигарбха (значение имени — «Внутренняя сущность Земли», атрибут — драгоценность), Ниваранавишкамбхин (значение имени — «Устранивший завесы загрязнений», атрибут — голубой лотос), Акашагарбха (значение имени — «Внутренняя сущность Пространства», атрибут — Луна), Самантабхадра (значение имни — «Всеблагой», атрибут — Солнце).

Также великие бодхисаттвы являются проявлениями качеств Будды; призывая Великих Пробуждёных, практикующий таким образом призывает персонофицированные силы самого Будды: Манджушри — это его всеобъемлющая мудрость, Ваджрапани — всепобеждающая мощь, Авалокитешвара — безграничное сострадание, Майтрейя — устремлённая активность Будды, Кшитигарбха — сила заслуг Будды, Ниваранавишкамбхин — достоинство Будды, Акшагарбха — сила благословления Будды, Самантабхадра — неукротимое устремление Будды.

Не должно возникнуть ошибок с порядком перечисления атрибутов Пробуждённых (в пятом четверостишии их порядок несколько другой, нежели порядок бодхисаттв в четвёртом) и не должно вызвать замешательство имя бодхисаттвы Самантабхадры, который не является тождественным ади-будде Самантабхадре (принятому в школе Ньингма антропоморфному символическому образу-персонофикации трансцендентного Тела Знания — Дхармакаи).

Помимо этого, имеются соответствия восьми великих бодхисаттв и восьми эманаций Падмасамбхавы.

Молитва "Строфы к Восьми Благородным и Благоприятным", часть 4: бодхисаттви

В шестом и седьмом четверостишиях перечисляются женские бодхисаттвы — богини, держащие Восемь Благих символов и подношений (Ласья — богиня Очарования, Малика — богиня подношения цветочными гирляндами, Гитика — богиня подношения песнями, Нритья — богиня подношения танца, Пушпака — богиня подношения цветов, Дхупика — богиня подношения благовоний, Дипика — богиня подношения светильников и Гандхика — богиня подношения ароматной воды) и качеств, которые дают эти подношения Буддам. Как говорит по этому поводу сам Мипам Ринпоче:

«Говорится, что богиня подношений с белым зонтом прекращает упадок, восстанавливает благополучие местности или страны. Зонт, традиционный знак социального положения, в контексте дхармы, духовной силы: как обычный зонтик защищает от жара солнца, так реализация дхармы защищает от жара клеш. Богиня с двумя золотыми рыбками приносит ясное видение и здоровое тело с проницательным умом. Богиня с исполняющим желания сосудом приносит неисчерпаемые богатства и придает нашей речи нескончаемый мелодичный звук дхармы: на физическом уровне наш голос ясно слышится, он не слишком тих, и не слишком громкий. Более важно, что значение наших слов ясное и легко понимается. Богиня с камалой (белым лотосом) приносит благоприятную мелодичность речи, физическую красоту, свободу от скверн недостатков, подобно лотосу не запятнанному грязью. Богиня с раковиной приносит хорошие зубы (один из признаков Будды, возможно связанный с белизной раковины), славу (раковина используется как музыкальный инструмент и издает громкие звуки), свободу от заболеваний. Богиня с узлом бесконечности приносит осуществление собственных желаний и умножение мудрости. Богиня со стягом победы приносит физическое величие, победу и социальное положение. Богиня с колесом приносит контроль и власть надо всем, благоприятные символы (чакры, знаки Будды) на руках и стопах, покорение противников».

Молитва "Строфы к Восьми Благородным и Благоприятным", часть 5: мирские Защитники

В восьмом и девятом четверостишии перечисляются мирские защитники — мирские боги и цари сторон света, принявшие Учение, пробудившиеся и достигшие уровня восьмого бхуми бодхисаттв. Порядок перечисления божеств индийского пантеона следующий: Махабрахма-Создатель — бог созидания (его атрибут — боевая чакра), Шива-Разрушитель — бог аскетов (атрибут — трезубец), Вишну-Хранитель — бог мирского порядка (атрибут — дротик), Индра-Громовержец — бог воинов (атрибут — ваджра-палица). Триада Махабрахма-Вишну-Шива, согласно Гухьясамаджа-тантре, является также символами Тела Будды, Речи Будды и Ума Будды.

Перечисляемые цари сторон света и классов существ: Дхритараштра — повелитель гандхарвов, покровитель восточной стороны (атрибут — лютня), Вирудхака — повелитель кумбханд, покровитель южной стороны (атрибут — меч), Вирупакша — повелитель нагов, покровитель западной стороны (атрибут — ступа), Вайшравана — повелитель якшей, покровитель северной стороны (атрибут — боевой стяг).

Все защитники входят в состав любой мандалы, а также призваны помогать практикующим, следующим путём Учения.

Молитва "Строфы к Восьми Благородным и Благоприятным", часть 6: благопожелания

И наконец, в заключительном, десятом четверостишии, содержатся благопожелания молитвы «Восьми Благородным и Благоприятным», в котором суммируются блага данной практики, после чего даётся колофон (напутственное слово автора) молитвы. Сарва мангалам!