Московский Буддийский Центр Падмасамбхавы

Расположение Центра
Расписание коллективных практик в Центре

Открытка от Ринпоче Московскому Центру

История центра

Когда в декабре 1991 года в одном Доме культуры неподалеку от Белорусского вокзала состоялась встреча с двумя улыбчивыми тибетскими ламами, мало кто мог подумать, какую роль в их жизни сыграет эта встреча.

По приглашению небольшой группы людей, интересовавшихся психологией и различными эзотерическими учениями в Россию впервые были приглашены досточтимые Кхенчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче. В первый же день встречи досточтимые учителя говорили о доброте и сострадании, о Гуру Падмасамбхаве и о просветлении. Затем, по традиции, установившейся с тех пор, как Кхенпо впервые оказались на Западе в начале 80-х, было даровано посвящение – ванг Гуру Падмасамбхавы, возможно, впервые в истории России. В последующие дни были даны наставления по предварительным практикам Лонгчен Ньинтиг, некоторые передачи других учений, а в последний день – это было как раз 10-е число лунного месяца – был основан Московский Буддийский Центр Падмасамбхавы.

Основатели Буддийского Центра Падмасамбхавы - "братья Кхенпо"

Территориально это произошло в шахматном клубе рядом с метро «Пролетарская». Здесь же и поселился на некоторое время сам Центр. Тогда во время своего пребывания в Москве Досточтимые Кхенпо Ринпоче посетили выставку тибетского искусства в Музее Востока, которая теперь стала постоянной экпозицией. На выставке, в числе прочих бесценных экспонатов, была танка в стиле наг-тан (дословно – черный фон) с изображением мандалы Ваджракилайи работы одного, как оказалось, известного Учителям мастера. Они даже попросили снять ее со стены, и перевернув, обнаружили отпечатки рук написавшего эту танку мастера. Оказывая почтение, они приложились лбами к этой танке и попросили в качестве исключения прислать им копию этого изображения.

Танку до сих пор можно видеть в Музее Востока, она теперь в постоянной экспозиции. Возможно, именно этот случай послужил Досточтимым Кхенпо особым знаком, вследствие которого в следующий свой приезд в мае 1993 года основным учением, дарованным Учителями, было именно учение Ваджракилайи из терма Цасума Лингпы – той линии, основным держателем которой и являлся Кхенчен Ринпоче и теперь является Кхенпо Цеванг Ринпоче. Тогда, в мае 1993 по окончании учения впервые в небе была замечена необычная круглая радуга вокруг солнца. Впоследствии это стало происходить практически каждый раз во время учения и постепенно стало восприниматься как что-то вполне обыденное. После этого события учение Ваджракилаи стало восприниматься как особое и основное для практики в Московском Центре.

Фото из архива Московского Центра, май 2003

Поскольку, согласно наставлениям самих Кхенпо и многих других учителей, особыми днями для практики садханы Ваджракилайи являются 9-й, 19-й и 29-й лунные дни, до сих пор в эти дни в Центре проходит цогпа именно с этой садханой. Кроме учения Ваджракилайи, Досточтимые Кхенпо даровали немало важных учений из различных линий, в том числе Юмка Дэчен Гьялмо, Кончог Чиду и другие. И именно тогда Московскому Центру Падмасамбхавы были дарованы ритуальные предметы и принадлежности для алтаря.

С тех пор и вплоть до 2010 года, когда Кхенчен Ринпоче в последний раз даровал учения в России вместе со своим братом, установилась традиция приезда Досточтимых Кхенпо Ринпоче через каждые два года в апреле-мае. И каждый раз наши Учителя неустанно, безотказно и щедро даровали бесценные учения всем, кто приезжал на встречу с ними.

Эта традиция продолжается и по сей день — последний российский визит основателей центра в лице Кхенпо Цеванг Донгьяла Ринпоче состоялся в мае 2013 года.