Цасум Лингпа (1694-1738)

Великий тертон Оргьен Цасум Лингпа Чокйи Гьяцо

Великий Тертон Оргьен Цасум Лингпа Чокйи Гьяцо (1694-1738)

Молитва Цасуму Лингпе

Великий тертон Цасум Лингпа родился в семнадцатом веке в Восточном Тибете (провинция Кхам). Его рождение было отмечено многими чудесными знаками, но вырос и жил он в среде мирян, не принадлежа ни к какой конкретной школе и или монастырю, странствуя по стране. Он достиг реализации благодаря практикам Дзогчен — Высшего Совершенства.

Цасум Лингпа является ярчайшим примером так называемого «йогина безумной мудрости» — даже с точки зрения теократического тибетского общества того времени он был парией, юродивым, но при этом он обладал даром тертона — обнаруживал скрытые до поры духовные клады древности: ритуальные предметы иерархов и тайные тексты. Он также был перерождением (то есть — воплощением качеств) сурового Нубчена Сангье Еше, одного из легендарных двадцати пяти учеников Падамасамбхавы.

Именно учения-терма Цасума Лингпы тщательно собрали, сохранили и распространяют учителя Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и его брат, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче.

Биография Цасума Лингпы, согласно Джамьянгу Кхьенце Пема Осел Донаг Лингпе 

Великий тертон Цасум Тредаг Лингпа, воплощение Нубчена Сангье Еше родился в семнадцатом веке, точный год его рождения не известен. Его отец Таши был уроженцем Друпчен Линга, мать Гелекма — родом из местности Наронг, что находится рядом со склонами гор Джово Зегьял и Кагьял Шан, в тибетской провинии Нгачен.

Его рождение сопровождалось множеством удивительных знаков и видений. И уже совсем юном возрасте Цасум Лингпа получил обеты прибежища от Ламы Карда Чодже, который был верховным ламой монастыря Карда (школа Гелугпа) и являлся воплощением Нгог Лоден Шераба. Получив духовное имя Таши Пунцок, Цасум Лингпа поступил в монастырь Карда, где и выучил некоторые ежедневные ритуальные практики и садханы.

Так же известно, что в очень раннем возрасте он получил учения от Тертона Тагшам Терчена, который в то время посетил город Нгачен Гар. Это установило между ними духовную связь.

Цасум Лингпа отличался сумасбродным поведением. Ему было трудно находится рядом с другими монахами, поэтому его назначили сборщиком пожертвований для монастыря. А когда Лама Карда Чодже отправился в центральный Тибет для совершения подношений, Цасум Лингпа поехал с ним в качестве помощника. Это было во времена Держателя Белого Лотоса Еше Гьямцо и его духовного покровителя Царя Лхазанга. Лама Чодже видя незаурядные способности своего помощника, направил его изучать философию. Однако Цасум Лингпа не остался в центральном Тибете надолго и вернулся в Кхам, поскольку было предсказано, что именно там он откроет множество глубоких учений терма.

Затем он снова вернулся в центральный Тибет, где встретился с Ламой Кончог Тинлей Зангпо из монастыря Дрикунг, который стал его коренным учителем. Цасум Лингпа провел в этом монастыре около трех лет, получая множество учений, особенно устные сущностные наставления из линии учений практик ветра Забир (терма великого Тертона Дрикунг Ринчен Пунцока, линия Дрикунг Кагью). Благодаря подробным наставлениям в этих практиках его реализация и переживание раскрылись сразу же. Всеведущая мудрость и чудесные способности проявлялись и увеличивались без усилий. Достигнув полной реализации своего ума и энергий ветра, он путешествовал по святым горам легко и без препятствий, следуя наставлениями Гуру Ринпоче и Еше Цогьял.

В пещере «Зал Собрания Дакинь» он открыл свое первое терма — «Сердечная Практика Ламы, Воплощения Всех Сугат, включающая практику Исполняющую Все Желания».

Затем в священной пещере Ченрезига, называемой Цари Зилчен Пханг, а также в Мон Шауг Зангпо, в Конгне и других местах он открыл множество терма и учений. Цасум Лингпа посещал Чистую Землю Лотосового Света, где у него было множество удивительных и непостижимых переживаний.

Примерно в 1718 г. (время вторжения армии Зингар в центральный Тибет) Цасум Лингпа отправился увидеть своего коренного учителя Кончог Тринлей Зангпо, зная, что Лама собирается уйти для блага всех существ в махапаринирвану. Однако из-за препятствий в пути путешествие заняло больше времени. Когда Цасум Лингпа прибыл, Лама уже ушел. Был день кремации.

Цасум Лингпа вернулся в Кхам, где открыл тайную дверь в горе Джово Зегьял. Это была первая из множества открытых им тайных дверей в священных горах.

Прибыв в местность Паво, Цасум Лингпа возвел на трон Даглха Гампо Забдранга в качестве держателя своей линии. Вероятно, это было во время Зангпо Дордже Тулку.

Благоприятные связи с царем Нгачен, другими покровителями Дхармы и учениками, способствовали распространению его деяний Дхармы в этой области Тибета. У него была особенно благая связь с покровителями Дхармы в Каннам Депа, что в долине Паво провинции Кхам. Там он основал небольшой монастырь Дудул Нагпей Линг в долине Тримзиг Нгамчен в Паво Йегонге. На восточном склоне этой горной гряды, называемом Долина Гавалунг, он обнаружил священное место Хаягривы; на юге, Джала Сингдам — священное место Ямантаки; на западе, в горах Бонгри – священное место Дакини; и на севере Ма Кунлунг – священное место Восьми Херук. В Нгамчен Ронге им был обнаружен большой цикл учений терма Восьми Херук. В этой местности Цасум Лингпа открыл еще множество учений терма, многие из которых он записал и распространил, даровав ванги, лунги и сущностные наставления.

Во время пребывания в местности Паво, Цасум Лингпа составил список своих терма: Четыре различные практики долгой жизни, практика Яндаг Херуки и Ваджракилаи из Темнокрасного Амулета, три разных практики гневных божеств, практика «Великого Милосердного», практики Львиноголовой Дакини, две разные практики Шинг Чонг, практики пяти проявлений Махакалы, практики «Ста тысяч сущностей Могущественного» и многие другие. «Всего желтых свитков терма, которые я открыл и записал в год Огненной Собаки (1726 г) чуть более четырнадцати томов» — так сказал сам Цасум Лингпа.

Каждое [терма Цасума Лингпы] удобного размера (примерно 250 страниц), все вместе они составляют 18 томов среднего размера, которые соотносятся с живой линией передачи и посвящений. Существует также множество желтых свитков терма, которые не могут быть расшифрованы. По-видимому, некоторые терма даже будучи расшифрованными, не имеют никакой линии передачи и посвящений.

В возрасте примерно 30 лет Цасум Лингпа написал автобиографию в стихах «Ясное Ожерелье Огненных Кристаллов». Более 300 страниц в форме печа (тибетская книга) содержат его видения, предсказания и песни. О его жизни того времени не осталось никаких сведений, кроме тех, что отражены в его автобиографии.

Во время пребывания в Самье Чимпу в деревне Чидмо Дронг он практиковал с супругой, наделенной особыми качествами. Она родила ему сына Ригдзин Такчог Дордже. Ригдзин Такчог Дордже – проявление Хумкары, одного из Восьми Великих Видьядхар. Ригдзин Такчог Дордже великий тертон, который обнаружил множество терма и стал одним из основных учителей Ригдзина Джигме Лингпы. Как держатель линии Цасума Лингпы, Ригдзин Такчог Дордже издавал терма своего отца и передавал их многочисленным ученикам.

Цасум Лингпа обладатель множества имен: Пема Тердаг Лингпа, Карма Ледрел Лингпа, Ригдзин Цасум Лингпа, Гарванг Нгачок Дордже, Нгачанг Нангчанг Драгцал, Ригдзин Додул Дордже и Терчен Падма Миндрол.

Эта краткая биография великого Тертона Цасума Лингпы была написана Джамьянг Кхенце Пема Осел Донгнангом Лингпой в середине XIX века. Она была переведена Кхенпо Цеванг Донгьялом и Пема Драгпой в библиотеке Шантаракшита храма Самбхогакая, в Падма Самье Линге, в седьмом месяце года Огненной Собаки (август 2006 г). Да пребудет благо!